Languages
Languages

Мнения и консультации

ü  Аренда и налог на прибыль

Как учесть при исчислении налога на прибыль расходы по сдаче организацией имущество в аренду, если это не основной вид деятельности.

 

Такие расходы учитываются в составе затрат по производству и реализации.

Налоговое законодательство не связывает отнесение сумм амортизации в целях налогообложения с квалификацией сдачи имущества в аренду как текущей (основной) либо иной деятельности.

Согласно подп.3.19 ст.175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходы по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества.

Состав расходов по сдаче имущества в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование определяется с учетом положений статей 169 - 171 настоящего Кодекса.

В таком случае обратимся к подп.2.6 ст.170 НК, исходя из которого затраты на приобретение (в том числе путем создания) объектов основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации.

Таким образом, и в случае, если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности, амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль учитываются в составе затрат по производству и реализацию.

 

ü  Доставка работников в период эпидемии

Организация организует доставку сотрудников на работу и с работы в целях профилактики COVID-19. Возможно ли учесть такие затраты при налогообложении прибыли?

По нашему мнению, возможно с включением в состав внереализационных расходов.

На основании подп. 2.5 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143) затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов.

В письмах Минфина и МНС от 27.05.2020 № 5-1-26/119 № 2-2-10/01128 (далее – Письмо от 27.05.2020), от 17.07.2020 № 5-1-26/68 № 2-2-10/01514 (далее – Письмо от 17.07.2020) приводится примерный перечень мероприятий, установленных законодательством, иными актами (Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217, в редакции от 24 апреля 2020 г., постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 108 «Об ограничительных мероприятиях» в редакции от 7 апреля 2020 г.), а также рекомендациями Минздрава (письма Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13 марта 2020 г. № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции», от 4 апреля 2020 г. № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19»), затраты на проведение которых включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов.

В числе этих мероприятий затраты по доставке работников организации на работу/с работы в целях профилактики COVID-19 не указаны.

При этом, согласно Письму от 17.07.2020 в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль включаются также затраты на санитарно-противоэпидемические, в том числе ограничительные, мероприятия, проведенные в соответствии с комплексными планами по профилактике инфекции COVID-19, разработанными и утвержденными решениями местных исполнительных и распорядительных органов на основании пункта 40 Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217.

Вместе с тем, по нашему мнению, такое условие применяется при отсутствии соответствующего мероприятия в перечнях, установленных в том или ином виде Минздравом.

Минздрав письмом от 21.09.2020 № 7-19/15320 направил в адрес республиканских органов госуправления Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях для обеспечения исполнения субъектами хозяйствования, включения (при необходимости) в территориальные Комплексные планы мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 в Республике Беларусь в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями (осенне-зимний период 2020 - 2021 годов) (далее – Методрекомендации).

Исходя из подп.1.3 Методрекомендаций они могут использоваться в деятельности заинтересованных организаций всех форм собственности.

В соответствии с п.2.1.9 Методрекомендаций в числе необходимых мероприятий для минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19 среди работников предусмотрена доставка (при наличии в организации технической и финансовой возможности) работников на работу / с работы транспортом организации со сбором/высадкой в определенных точках населенного пункта с целью минимизации контактов.

Соответственно, Минздрав предусмотрел в перечне, как это определено в Указе № 143, доставку работников в составе профилактических мероприятий.

Таким образом, на основании Указа № 143, с учетом Письма от 27.05.2020, Письма от 17.07.2020 и в связи с изданием Методрекомендаций затраты по доставке работников организации на работу/с работы в целях профилактики COVID-19 включаются, по мнению автора, в состав внереализационных расходов для целей налогообложения с даты направления Методрекомендаций (21 сентября 2020 г.), безотносительно наличия такого мероприятия в территориальных Комплексных планах мероприятий.

 

ü  Первичные учетные документы

Какие требования предъявляются к первичным документам при оказании услуг нерезидентом?

Пункт 2 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) не разделяет требования к оформлению первичных учетных документов (ПУД) в зависимости от резидентства контрагента.

Вместе с тем, при несоответствии ПУД, предъявленного нерезидентом этим требованиям, возможно воспользоваться правом единоличного составления белорусской организацией ПУД.

Так, с 22 августа 2020 г. единоличное составление ПУД по оказанным услугам предусмотрено по всем договорам, заключенным в письменной форме. Для этого возможность единоличного составления нужно предусмотреть в договоре. Исключение составляют договоры подряда, не являющиеся публичными (абз. 2 п. 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов», далее – Постановление № 13; п. 6 ст. 10 Закона № 57-З).

Ранее такое право уже действовало в отношении поступления ТМЦ из-за рубежа (абз.6 п.1 Постановления № 13).

Следовательно, при несоответствии ПУД нерезидента требованиям белорусского законодательства, белорусский контрагент вправе составить ПУД единолично.

Является ли действительным ПУД, подписанный факсимиле?

По нашему мнению, проставление в ПУД факсимильной подписи в ПУД не полной мере соответствует требованиям законодательства.

Действительно, п.2 ст. 161 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) определено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

То есть при наличии согласия сторон, они вправе использовать факсимиле. Однако в ГК речь идет о договорах, но не о регламентации учинения подписей в ПУД. В этом связи следует исходить из норм специального законодательства. В соответствии с пунктом 1 ст. 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению ПУД. По общему правилу, ПУД должны содержать, в частности, следующие сведения: должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (п.2 ст.10 Закона № 57-З). Возможности использования факсимильного воспроизведения подписей не предусмотрено.

Нет указаний на возможность применения факсимильных подписей и в ведомственных НПА, регулирующих вопросы составления и применения ПУД (например, постановление № 58, постановление № 13).

Таким образом, законодательство о бухучете не содержит очевидных оснований для признания действительным ПУД, подписанного факсимиле.

 

ü  Командировки и возмещение расходов по найму жилья

            Ситуации в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.2020 № 550 (вступило в силу с 6 октября 2020 г.)

1. Работник командирован из г. Барановичи в г. Витебск сроком на три дня. Документально подтвержденная стоимость номера – 46 рублей/сутки. Вместе с тем, стоимость стандартного номера первой категории в этой гостинице – 43 рубля/сутки.

В данном случае возмещение расходов производится исходя из документально подтвержденной стоимости - 47 руб., поскольку превышения размера, установленного в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176, далее – Постановление № 176 (50 рублей/сутки) не произошло.

2. Работник командирован из г. Рогачев в г. Минск сроком на двое суток и по прибытии предоставил документы с указанием в счете стоимости номера первой категории - 65 руб/сутки.

В таком случае корреспондируют нормы ч.2 и ч.7 п.15 Постановления № 176 и расходы, несмотря на превышение размера, установленного в приложении 1 к Постановлению № 176 (50 рублей/сутки), возмещаются исходя из документально подтвержденной стоимости номера – 65 рублей/сутки и количества суток пребывания.

Справочно: сумма превышения стоимости одноместного номера над нормативной (разница -15 рублей/сутки) не облагается подоходным налогом (з. 5 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 411) и на эту сумму не начисляются взносы в ФСЗН и «Белгосстрах» (п.3 Перечня № 115).

3. Работник, командированный из г. Брест в г. Борисов сроком на четыре дня, счет за проживание в гостинице не предоставил и требует возместить стоимость на основании приложения 1, исходя из нормы 25 рублей/сутки.

Возмещение производится только на основании ч.3 п.15 Постановления № 176: за время пребывания в г. Борисове, исходя из конкретного размера возмещения в диапазоне от 5 до 20 процентов от нормы возмещения – 25 рублей/сутки.

Дополнительно: сумма возмещения не облагается подоходным налогом (абз. 5 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении») и на эту сумму не начисляются взносы в ФСЗН и «Белгосстрах» (п.3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию…, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115).

Как мы можем Вам помочь?

Свяжитесь с нами по телефону

+375 (17) 388-09-49

Или отправьте свой запрос, комментарий, или заявку

Написать на Email