Languages
Languages

Зачем нужны аудиторы: независимый взгляд и повышение эффективности Как выбирать аудиторов, зачем нужны аудиторские услуги и как они влияют на работу компании, рассказывает финансовый директор ОАО «Лидское пиво» Илья Беленький.

– Илья, по каким критериям вы выбираете аудиторов?

– Наше предприятие является общественно значимым и одновременно принадлежит иностранному собственнику – финскому концерну OLVI. Поэтому у нас аудируется как финансовая отчетность, составленная по национальным стандартам, так и консолидированная, составленная в соответствии с МСФО, а также финансовая информация, подготовленная для включения в консолидированную отчетность OLVI.

Сегодня мы сотрудничаем с двумя аудиторскими компаниями, разделяя проверки по международным и национальным стандартам аудита. При выборе партнеров мы уделяем большое внимание репутации аудиторской организации, качеству оказываемых услуг. На этапе выбора аудитора вместе с главным бухгалтером мы внимательно знакомимся с рейтингами компаний, собираем отзывы от их значимых клиентов. Поскольку я тоже имею квалификационный аттестат аудитора и свидетельства аудитора, выданное Национальным банком, а также проработал в аудите более 8 лет, то у меня есть собственное мнение о коллегах.

Получив предложения от выбранных компаний, мы анализируем заявленные программы аудита, количество часов, квалификацию аудиторской команды. Все эти факторы вместе влияют на выбор аудиторской компании.

Каких результатов вы ожидаете от аудиторской проверки?

– Во-первых, я ожидаю подтверждения достоверности подготовленной нами финансовой отчетности. Это публичный документ, доступ к которому имеет широкий круг пользователей. И в этом плане мои личные симпатии на стороне консолидированной финансовой отчетности по МСФО как наиболее прозрачного и полного документа. Я осознаю важность качества финансовой отчетности для ее пользователей и вклад аудитора в ее подтверждение.

Во-вторых, я ожидаю качественных рекомендаций по результатам проведенного аудита. Они могут касаться методологии ведения бухучета, применяемых бухгалтерских практик и профессионального суждения, могут относиться к системе внутреннего контроля, подходам риск-менеджмента, процессу подготовки финансовой отчетности, автоматизированным системам предприятия и т.д. Какой бы области они ни касались, я ценю глубокие, системные замечания, которые заставляют задуматься, как улучшить бизнес-процессы.

Наконец, дополнительная ценность национального аудита – независимый взгляд на порядок ведения налогового учета, правильность уплаты налогов.

– Влияют ли результаты аудита на корпоративное управление компании? В какой мере заинтересованы в аудите собственники и руководство компании?

Аудит непосредственно воздействует на добросовестность и достоверность финансовой отчетности акционерного общества, благодаря которой инвесторы получают равный и своевременный доступ к информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия. Руководство компании сознает, что аудитор проверит последовательность и честность практик ведения бухгалтерского учета, формирования финансовых результатов, подтвердит качество активов и полноту обязательств организации. За аудитом следуют выплата дивидендов, оценка деятельности руководства, формирование планов развития предприятия. А качественные рекомендации аудитора способствуют улучшению внутренних процессов и практик ведения бухгалтерского учета, контрольной среды общества.

Для добросовестного менеджмента, работающего в интересах собственника, аудит – важная дополнительная обратная связь, обеспечивающая эффективность работы. В нашей компании применяется философия lean, бережливого производства и управления. Любые проблемы, замечания рассматриваем, как возможность улучшить внутренние процессы. Кто-то увидит здесь идеализм. Но в нашей компании действительно доминирует такое мышление.

Если говорить о конкретных примерах того, как рекомендации аудитора повлияли на качество корпоративного управления ОАО «Лидское пиво», то можно вспомнить предложение аудиторской организации о необходимости наличия у нас внутреннего аудитора. Мы последовали совету. Такой специалист работает у нас уже несколько лет, и за это время она принесла много пользы для процессов и контрольной среды общества.

– Как с вашей точки зрения, клиента, следует оценивать качество аудита?

Из сказанного выше следует первый критерий оценки качества аудита: подтверждение финансовой отчетности, применяемых методов ведения бухгалтерского учета либо предоставление первоклассных рекомендаций по результатам аудита.

Далее одним из косвенных признаков качественного аудита является отсутствие в последующем претензий со стороны проверяющих органов.

Кроме того, если мы говорим, что аудит – это услуга, то я ожидаю соблюдения стандартов работы со стороны аудиторской организации, а именно: эффективную организацию процесса аудита, соблюдение сроков работ, качественное взаимодействие с главным бухгалтером, руководителями подразделений и ответственными исполнителями общества.

Как мы можем Вам помочь?

Свяжитесь с нами по телефону

+375 (17) 388-09-49

Или отправьте свой запрос, комментарий, или заявку

Написать на Email